К первой странице
Андрей Гончаров
К первой странице
Живопись и рисунокДаты жизниТеатрБиблиография
Каталог работКсилографияВоспоминанияСтатьи




 


« Все статьи  « К списку статей


Воспоминания и записи


Страницы:   1   2   3

ВХУТЕМАС

Я принадлежу к тому поколению советских художников, чья юность совпала с бурным, увлекательным, бесконечно интересным временем, когда в спорах, столкновениях разных взглядов и разных направлений складывалось и формировалось наше молодое искусство. В эти годы я учился, мужал и вместе со своими товарищами искал свой творческий путь.

Для каждого художника ранний период, период ученичества имеет огромнее значение. Молодой художник жадно впитывает все, что творится вокруг... Явления жизни, искусства воспринимаются особенно ярко, все чувства обострены. Я учился во Вхутемасе (Высших художественно-технических мастерских).

Многие годы у нас господствовало резко отрицательное отношение ко Вхутемасу и к сложившейся там системе художественного образования. Но сейчас, мне кажется, настало время по-новому, объективно и беспристрастно взглянуть на методы преподавания во Вхутемасе, серьезно и по-деловому разобраться, что в них было плодотворно; что может быть интересным и нужным для нас сегодня.

Период Вхутемаса, где была сосредоточена какая-то существенная сторона тогдашней художественной жизни, – интереснейшая страница истории советского искусства.

Работа во Вхутемасе шла в тесном контакте с Наркомпросом, который возглавлял Анатолий Васильевич Луначарский.

Оценивая деятельность Вхутемаса, не надо забывать, что создание новой системы образования, воспитание молодого художника революционного времени – эти труднейшие задачи не могли быть решены сразу, без экспериментов, ошибок.

Краткая история Вхутемаса такова: сначала в 1918 году были организованы Свободные государственные мастерские. Здесь работали живописцы: С.Малютин, К.Коровин, Я.Архипов, И.Машков, В.Кандинский, П.Кузнецов, П.Кончаловский, Р.Фальк; скульпторы С.Коненков, С.Волнухин, Б.Королев. В 1921 году на основе мастерских был создан Вхутемас, в 1926 году реорганизованный во Вхутеин (Высший художественно-технический институт).

Мне не было еще 16 лет, когда в 1918 году я начал учиться у Ильи Ивановича Машкова, ректора Свободных государственных мастерских.

Машков мечтал о мастерской, созданной по типу мастерских художников Высокого Возрождения, мечтал о больших заказах, которые он бы выполнял вместе со своими учениками. Утром мы занимались живописью, вечером – рисунком, Илья Иванович хотел, чтобы мы на практике овладели разными живописными манерами: мы писали один натюрморт сначала в манере пуантилизма, потом натуралистически, и, наконец, «по-машковски». Большое значение имели для нас беседы об искусстве великих мастеров, посещение Щукинского музея, где Машков объяснял нам методы Матисса, Сезанна, кубистов. Для меня это было – первое знакомство с современной западной живописью.

Писали мы очень много, моделями всегда были обеспечены, а вот топлива в то голодное и холодное время не хватало. Помню, как мы делали «вылазки» в лес за дровами, чтобы как-то «утеплить» нашу мастерскую. Любопытная деталь: чтобы сплотить и закалить нас, Машков заставлял учеников каждый день заниматься физкультурой и даже обучал приемам борьбы. Плакат «Болеть строго запрещается!» всегда висел на стене мастерской. Именно у Машкова я впервые участвовал в работе над монументальным произведением – огромным панно для Всевобуча. Несколько учеников писали его по эскизу Машкова. Панно украшало Красную площадь в день парада.

Учился я у Машкова до 1920 года, потом короткое время посещал мастерскую А.Шевченко. Зима 1920-1921 года памятна мне как время страстного увлечения театром. Нас потрясали верхарновские «Зори» у Мейерхольда; в Политехническом музее мы слушали Блока, Есенина и всегда, конечно, нашего кумира – Маяковского.

Весной 1921 года я поступил на графическое отделение уже организованного тогда Вхутемаса. В той задаче, которую ставили перед собой его создатели, очень ярко выразился дух времени: готовить не художников-станковистов в узком смысле этого слова, а художников – мастеров широкого профиля, связанных с новой жизнью страны, с промышленностью, людей, способных активно участвовать в развитии социалистической культуры. Эта идея выразилась и в самой структуре Вхутемаса, в системе обучения с первых подготовительных и до старших курсов. Во Вхутемас входило восемь факультетов – архитектурный, скульптурный, графический, текстильный, керамический, деревообрабатывающий, металлообрабатывающий и живописный, включавший монументальное и театрально-декорационное искусство.

Первые два года студенты обучались на Основном отделении, где изучали общественные дисциплины, а также перспективу, анатомию, рисунок, живопись, цвет, объем, пространство, фактуру. Рисунок вели И.Павлинов, С.Герасимов, Д.Щербиновский; курс живописи возглавлял К.Истомин, объем преподавал скульптор А.Бабичев, фактуру – Л.Попова, цвет – А.Древин, Н.Удальцов, Клуцис.

Это отделение обучало студентов пониманию специфики и закономерностей художественной формы, давало ту общую подготовку, которая необходима была для дальнейшей работы в любой выбранной ими специальности – живописца, скульптора, керамиста, театрального декоратора. Изначально в преподавании некоторых дисциплин было еще достаточно субъективного, эмпирического. Но и дело было новым, трудным, а путь -неизведанным.

Хочу подчеркнуть, что во Вхутемасе преподавали художники, очень разные по своему творческому складу. На живописном факультете, организованном по принципу персональных мастерских, преподавали Д.Кардовский, И.Машков, С.Малютини Д.Штеренберг, П.Кончаловский (ассистентом был А.Осмеркин), Р.Фальк, А.Архипов и А.Шевченко. Монументальное отделение возглавлял Н.Чернышев, декорационное – А.Лентулов, И.Рабинович. Таким образом, в системе Вхутемаса скрещивались и сочетались разные направления, разные творческие методы: студент вовсе не был ограничен рамками какой-то определенной художественной манеры.

В 1923 году Владимира Андреевича Фаворского должны были назначить ректором. Мы, студенты, горячо поддерживали его кандидатуру. На эту тему был сочинен и поставлен агитспектакль в подражание «Принцессе Турандот». Петр Вильямс играл Калафа, его жена – Турандот, Сергей Образцов (он учился тогда во Вхутемасе) – Тарталью, а автор этих строк – Панталоне. Спектакль получился острый, веселый и имел огромный успех. Помню, как мы торжествовали, когда Владимир Андреевич действительно стал ректором. Он возглавлял Вхутемас в течение трех лет (в 1926 году его сменил П.И.Новицкий) и сделал необычайно много для организации учебного процесса, взаимосвязи различных дисциплин. Его обаятельная личность, его поразительная добросовестность, методичность, чувство ответственности – все это не могло не оказать огромного влияния на работу Вхутемаса.

Естественно, что в первую очередь деятельность Фаворского распространялась на графический факультет. Он возглавлял отделение ксилографии и потом отделение книги. Его лекции по теории композиции становились настоящим событием – слушать их собирались студенты самых различных факультетов, аудитории были переполнены. Конечно, не все безоговорочно принимали его теорию. Среди студентов было немало противников метода Фаворского.

На графическом факультете преподавали и другие известнейшие графики того времени: литографским отделением руководил сначала В.Фалилеев, а после его отъезда за границу – Н.Купреянов, отделение офорта вел И.Нивинский. Рисунок преподавали В.Фаворский, П.Павлинов, П.Митурич, П.Львов.

Лекции по истории искусства читал А.Сидоров, по истории графики – М.Фабрикант. Помню также интересные лекции Виктора Шкловского по теории литературы. Очень сильное впечатление оставил Павел Александрович Флоренский, человек необыкновенно интересный, многосторонне одаренный. Он был крупным математиком, физиком, биологом, филологом и одновременно священником. В течение одного учебного года мы слушали у него теорию перспективы, по существу, это были скорее очень глубокие, яркие по форме и содержанию лекции по теории изображения.

Что представлял собой Вхутемас по составу учащихся? Наплыв был туда огромный, экзаменов (сначала) не было. Часть студентов, например А.Лабас, Г.Ечеистов, А.Ванециан, М.Сапегин, пришла из бывшего Строгановского училища (мы называли «строгачами»). Основную же массу вхутемасовцев составляла зеленая молодежь, дерзкая, буйная, страстно увлеченная мечтами о революционном искусстве, которое было для нас неотделимо от бурной в ту пору жизни страны. Мы все мерили на масштаб мировой революции, жили идеалами создания большого искусства, пронизанного пафосом революционных идей, искусства монументальных форм, широкого размаха. Недаром имя Маяковского было для нас знаменем. Наши интересы были очень широки: театр, кино, поэзия, литература – все, что составляло художественный мир современности, было нашим кровным делом. Это многообразие интересов, увлеченность разными сторонами и формами искусства воспитали в нас и Вхутемас, и само время, духом которого мы жили.

Мы брались тогда за разнообразную работу вовсе не ради денег. Занимались графикой в издательствах, пробовали свои силы в театральной декорации, оформительской работе. По моему глубокому убеждению, эта разносторонность принесла свои плоды и оказала существенное влияние на творчество многих художников – воспитанников Вхутемаса.

Мы учимлись ставить перед собой серьезные творческие задачи, вырабатывали определенные творческие принципы. И не случайно одно из крупнейших художественных объединений первых лет Советской власти – ОСТ – сложилось именно в среде Вхутемаса: его членами стали многие молодые художники, еще учившиеся во Вхутемасе.

Из его стен (созданного на его основе в 1926 году Вхутеина) вышли художники, успешно работавшие в различных областях искусства. Достаточно перечислить имена: Ю.Пименов, А.Дейнека, П.Вильямс, Г.Нисский, Кукрыниксы, Я.Ромас, А.Лабас, Б.Волков, Г.Ечеистов, А.Бубнов, Ф.Антонов, С.Лучишкин, З.Виленский, И.Слоним, С.Чуйков, Т.Гапоненко, Е.Зернова, В.Почиталов, В.Одинцов, М.Кончаловский, М.Аксельрод, М.Пиков и многие другие, чтобы убедиться, как быстро, решительно и уверенно нашли свою дорогу бывшие воспитанники этого института.

Я считаю, что роль Вхутемаса в формировании и воспитании художников была очень большой. Важно что Вхутемас стремился выработать объективную систему художественного образования, построенную на научной основе, а не только на личном опыте мастера-учителя, его вкусовых принципах. В этой системе подготовки художника была определенная целенаправленность, перспектива, а не механическое следование академическим традициям.

Мне кажется, что имеет большой смысл собрать воедино программы Вхутемаса, живые свидетельства людей, которые там учились, проанализировать методы преподавания, словом, заняться исследованием работы этого учебного заведения. Тогда стало бы ясно, что в системе Вхутемаса было ошибочного или уникального, что сохранило свою ценность и должно быть использовано в художественных вузах.


Страницы:   1   2   3

« Все статьи  « К списку статей


Живопись и рисунок | Ксилография | Театральные работы | Статьи
Каталог работ | Воспоминания | Автобиография | Даты жизни | Фотоархив

Для связи Почта   по всем вопросам                          Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru УЛИТКА - каталог ресурсов интернет