К первой странице
Андрей Гончаров
К первой странице
Живопись и рисунокДаты жизниТеатрБиблиография
Каталог работКсилографияВоспоминанияСтатьи




 


« Все статьи  « К списку статей


К.С.Кравченко
ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ ВРЕМЕНИ

На соискание государственной премии
«Комсомольская правда»,
2 октября 1973 г.

Если художник кровно связан со своим народом, если его произведения являются отзвуком времени – созданное им включается в фундамент социалистической культуры.

К таким художникам принадлежит Андрей Дмитриевич Гончаров. В блистательной плеяде графиков Советского Союза ему принадлежит одно из первых мест. Но книгой, несмотря на ее главенство, ее конструированием и иллюстрированием не ограничиваются масштабы его работы. Для него органичны монументальные росписи и панно, театральная декорация и дизайн, индивидуально-своеобразная по пластике и колориту станковая живопись.

Тема революционной современности стала преобладающей для мастера с самых ранних самостоятельных работ (1920). Не утеряли воздействия на читателя его гравюры к поэме А. Блока «Двенадцать» (недавно он снова вернулся к Блоку), к поэме С.Есенина «Пугачев». Художник писал, что лишь понимание искусства в первую очередь как мировоззрения, а не только как мастерства, ведет к реализму.

В стремлении к выражению современной темы Гончаров обращается к книгам советских писателей. Запоминаются выразительные характеристики литературных героев в иллюстрациях к повести С.Злобина «Салават Юлаев» 1928, к книгам Вс.Иванова 1932, 1934, 1963, Д.Фурманова, А.Суркова 1934.

Для газеты «Известия» 1934 Гончаров вырезает патетическую гравюру, где создает эмоциональный образ В.И.Ленина, устремленного в будущее и ведущего за собой массы.

После Великой Отечественной войны, во время которой художник отдавал все силы работе для фронта, десятилетие 1950-1960 годов можно определить как новый подъем его творчества. В этот период возникают циклы гравюр, ставших основой передовой советской книжной графики. В них запечатлены величавая трагедия образов Шекспира, философские раздумья гетевского «Фауста», увлекательный театр Лопе де Вега, тонкость новелл Мериме, веселые и печальные реалистические символы Сервантеса, доброта и обличительная суровость Горького, лиризм прозы Чехова...

К своему семидесятилетию, не отнявшему у него ни творческого темперамента, ни мощи вдохновения, Гончаров пришел во всеоружии мастерства. Он не только свободен во владении всеми тонкостями и нюансами техники гравюры. Стремительно и проницательно его постижение самого духа, стиля, атмосферы времени, которому принадлежит литературное произведение. В его портретах читатель-зритель познает не только состояние героя в его настоящем, но как бы проникает в его будущее и узнает прошлое.

Сюита иллюстраций к Достоевскому (1970-1971 г.) стала новой победой художника. Он выбрал трудный путь, отказавшись от прямых портретных характеристик (кроме отличного портрета Екатерины Ивановны в «Братьях Карамазовых») и избегая кульминационно – драматических сцен. Его гравюры передают общую трудную атмосферу времени порождающую трагедию человеческой личности. Черная, непомерно разросшаяся безобразная тень Федора Павловича Карамазова зловещим предзнаменованием захватывает и подавляет все пространство гравюры.

Смердяков, подобный рептилии, наступает на сидящего перед ним Ивана. Из тьмы едва вырисовываются контуры фигур. Только образ Алеши Карамазова Гончаров выделяет светящимся белым пятном на мрачном фоне провинциального города.

В иллюстрациях к «Белым ночам» тема беспомощности и обреченности человека-мечтателя в суровом мире. В одной из гравюр сумрачный пейзаж Петербурга поглощает крошечную фигуру человека. Безжалостно обрушиваются на него колкие стрелы дождя под мутным, колеблемым ветром фонарем, и становится явной вся неприютность жизни этого бедняка с поэтической и ранимой душой.

Когда Гончаров еще только приступал к иллюстрациям последнего периода, перечитывал книги и делал эскизы, у него закономерно возникло желание в полный голос сказать о тех, кто уничтожил до основания старый мир ради счастливого века. Иллюстрируя «Великий почин» В. Казина, художник сознательно отказывается от бытовых деталей, и все свое внимание концентрирует на образе, господствующем в теме, – образе В.И.Ленина. Так возникает новый и значительный в современной Лениниане портрет, где все подчинено единому стремлению выразить синтез энергии мысли и воли к действию.

Своей обширнейшей художественной деятельностью во всех областях советского искусства профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Гончаров заслужил доброе слово своих современников.


« Все статьи  « К списку статей

Живопись и рисунок | Ксилография | Театральные работы | Статьи
Каталог работ | Воспоминания | Автобиография | Даты жизни | Фотоархив

Для связи Почта   по всем вопросам                          Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru УЛИТКА - каталог ресурсов интернет